3 июн. 2013 г.

Рыцарь из библиотеки

  Начинаю постепенно привыкать к тому, что этот блог малопосещаемый и совсем не комментируется. Сказать, что народ вообще не заходит, нельзя - счетчик и карта мира внизу регулярно показывают что кто-то сюда зарулил. Но этот кто-то молчун. Он читает, листает страницы, иногда даже что-то копирует, но не выказывает не единым словом свое присутствие.

  Ну и ладно. Буду считать, что веду этот блог сам для себя (впрочем оно так и есть), а посторонние читатели лишь "заглядывают мне через плечо". Блог постепенно приобретает лицо личного дневника, хотя я от природы такой, что не люблю детально излагать свою жизнь, как есть привычка у многих блогеров, сующие в свои интернет-дневники поминутное описание быта, с котами, едой, и чмоки-чмоки. Это не мое (от того наверное и выглядит мой блог слишком скучным).

  Но фиксировать особо важные события я не против.

  Так например сегодня, 2 июня 2013 года, я наконец-то записался в Ставропольскую краевую библиотеку постоянным читателем. Трудно поверить, но я 20 лет(!) планировал это сделать, но все как-то не находился повода и времени. И вот теперь, наконец, свершилось.

  Повод был куда более подходящий. Меня заинтересовали работы Альбрехта Дюрера, о котором уже кратко упоминал в прошлом посте. Немного брошюр с его графикой и энциклопедии по искусству, долгое время удовлетворяли мою потребность по знакомству с этим художником. Но тут как-то нашло страстное желание посмотреть те его работы, которыех еще не видел.

  На первый взгляд казалось, чего проще? Набери в Интернете работы Альбрехта Дюрера и получишь сколько хочешь гравюр своего художника. Ан нет! Набирал, смотрел картинки, сайты, читал. Все хорошо, да только количество в Сети представленных работ слишком маловато, и то, - на большинстве ресурсах выложены те же картинки, что и у меня в книгах.

  А Дюрер оставил после себя более 900 работ! Так что, для хорошего знакомства нужна хорошая книга посвященная его творчеству. А книгу можно либо купить, либо почитать и посмотреть, а также взять на дом в библиотеке. Что попадалось в магазине по графике и   доступной цене я уже купил. А к толстым книгам пока еще присматриваюсь, но Дюрера среди них не видел. Поэтому тропинка желания повела меня к дверям упомянутой краевой библиотеки.

  Так как я человек слабохарактерный, и могу не выдержать волнений от встречи неизвестной, но безупречной графики, то я вооружился предварительно карандашами, гелиевыми авторучками, детским альбомчиком и паспортом (ну это для оформления читательского билета). "Если, - думал я, - в недрах книгохранилища мне попадется старинная книга с изумительными рисунками или открою для себя малоизвестных мастеров-печатников, то смогу сразу зарисовать для себя особо полезное!"

  Грешным делом, я надеялся даже на встречу с совсем древними изданиями, такими как Библия короля Иакова, в подлиннике! Конечно, я понимаю, что не во всякой библиотеке отыщется этот раритет. Но, надежда на чудо побеждала разум. В конце концов, речь идет о краевой, самой главной библиотеке Ставрополья. Мало ли...  

 Однако вскоре я спустился на землю и понял, что слишком хорошо думал о нашей библиотеке. Толку что она краевая и зовется именем Лермонтова. Что касается отдела музыки и искусства, то находится он в печальном состоянии.

  Нет, нет, никакого разгрома или заплесневевших книг там нет. Все очень даже цевильно и культурно. Хотя основной корпус библиотеки находится в состоянии капитального ремонта, но и дополнительный выглядит прекрасно. Кругом хорошо оформленная информация, витрины, комфортные кресла, шикарные лестница и конференц-зал.

 Обслуживание посетителей персонал библиотеки проводит не хуже стюардесс на международных авиалиниях. Все покажут, везде проведут, уделят полное внимание. Тут упреков быть не может. Очень обаятельные и терпеливые. Спасибо им огромное.

  Но сам книжный ассортимент конечно вызывает унылую тоску. Во всяком случае, в том самом отделе музыки и искусства, в который я сегодня и попал.

   На первый взгляд книг очень много (служительница отдела говорит что еще больше есть на складе). Но при детальном знакомстве обнаруживаешь их одинаковость. Практически все книги - это энциклопедии, в целом освещающие историю развития изобразительного искусства, всех эпох и частей света. Разные по формату и оформлению, они одинаковы по содержанию. Несколько книг (причем разных авторов) изобиловали абсолютно одинаковыми иллюстрациями. 

  Видимо это очень хороший бизнес - выпускать энциклопедии по искусству. Покупаешь пару-тройку других таких энциклопедий, перемешиваешь их тексты, так чтобы никто не заподозрил в плагиате, и вот - новый полный каталог истории искусств! До этой идеи дошли не мало писателей, судя по количеству энциклопедий.

  Почерпнуть полную, подробную информацию о каком-либо художнике в таких книгах нельзя. Они лишь вкратце описывают главные вехи в истории автора и представляют лишь несколько его работ (причем все те, что встречаются и в Интернете). Но в этом и суть энциклопедий.

  Персональных книг посвященных художникам крайне мало. В основном русское искусство.  Из западных заметил только Миккиланджело и Да-Винчи. Хотя может найдутся еще несколько импрессионистов. Но мне нужны не они, мне нужен Дюрер.

  На вопрос: "А есть ли у вас книга о творчестве Дюрера?" заведующая отделом удивленно отвечает: "А кто это?". Теперь я удивлен. Не знать человека положившего начало философии в графики для библиотекаря, по меньшей мере не прилично. Но ладно, всякое бывает... Начинаю рассказывать. Она встает из-за стола и ныряет в ряды стеллажей  Я подключаюсь к поиску: начинаю рассматривать что стоит на передних витринах.

  После 20-ти минутного бесполезного поиска, я усаживаюсь за стол с тремя энциклопедиями в руках (а что делать, не зря же я пришел). Достаю альбом, авторучки, начинаю искать интересные работы приближенные к эпохи Дюрера или позже: немного есть в одной, еще немного есть в другой, в третьей есть еще немного, но тоже самое что в предыдущих двух.

  "Ладно, - думаю, - с Дюрером не повезло. Может есть Гойя, Пиросмани, Лихтинштейн?". Спрашиваю заведующую - снова реакция удивления, граничащая с шоком. Она оказывается таких имен раньше и не слышала!!! И это служащая отделом культуры в краевой библиотеке!!!

  Правда потом она объяснила, что работает здесь недавно и не с всем еще хорошо знакома. Но, милостивые государи, речь идет не о врачах 15 века. Имена этих художников регулярно упоминаются в телепередачах, репортажах, викторинах, в интернете... Как можно было это не замечать? Тем более имея на себе столь высокие обязанности.

  Ответ на вопрос:" А есть ли у вас что-нибудь по филателии?" меня уже не удивил:
- Филателия не в этом отделе находится.
- А в каком?
- Это должно быть в отделе... отделе... Не знаю. Но ведь это же не искусство?
- А что?
- Ну это марки, картинки... (подумав) Вообще-то должно наверное быть у нас... Но у нас нет. Мне не попадалось.

  (О Библии короля Иакова спрашивать уже не стал)

  Чтобы хоть как-то заполнить неудавшийся визит и знакомство с "домом мудрости",  решил порисовать первого подвернувшегося мне рыцаря....

  Я был один в читальном зале (не считаю эту смотрительницу) и ничто не мешало в тишине предаваться процессу рисования. Сегодня воскресенье, дома так спокойно посидеть не дадут. А тут другое дело. Студенты и школьники уже в библиотеке не торчат, - июнь все таки. Взрослые мужики, в основном, в компьютерном зале. И читальня превращается в наполненную тишиной комнату...

  Как я люблю такие моменты! Ты один, никто тебе не подсматривает. Никто не шумит. Можешь встать, выбрать любую книгу из тысяч стоящие под рукой. И вновь развалится на стуле погружаясь в мир бесценного и интересного....

  Вообщем  от первого похода в краевую библиотеку у меня остались смешанные чувства. С одной стороны здоровский сервис, тишина и комфорт, с другой скудость коллекции. Я оставил смотрительнице список художников, которые она пообещала поискать на складах. В следующую пятницу я вновь приду сюда на поиски прекрасного...

  А рисунок рыцаря сохраню на память  в знак своего первого визита в КБиЛ....
  И что я раньше её не посещал???

P.S. Конечно, мрачная мысль о том, что тогда можно найти в библиотеках не краевого значения очень удручает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...