13 дек. 2011 г.

Икарус: покоритель советских дорог

Икарус-256 во всей красе
Всего в 50 км от венгерской столицы Будапешт расположен небольшой городок с труднопроизносимым названием Секешфехервар.  Окруженный живописными холмами и красивыми лесами этот городок входит во многие туристические карты. И хотя жителям Секешфехервара есть что с гордостью показать гостям города из самобытной культуры своих краев, но всему миру этот городок знаком его основной достопримечательностью - автобусами известного бренда "Икарус".
Для всего социалистического блока стран венгерский завод "Икарус" в Секешфехерваре исправно выпускал в безграничном количестве комфортабельные автобусы, городского  и междугороднего класса. Людей не ездивших на "икарусах" в сссрии и других  соцстранах не существует. Желтые городские "гармошки", или "малиновые" междугородники, хот бы  раз, да возили каждого жителя социализма. В столицах "икары" были еще и троллейбусами."Икарусы" стали настолько привычными на просторах социализма, что их перестали воспринимать как продуктом Венгрии. И по сей день не мало людей убеждены что все они "наши", хотя справедливости ради надо сказать что немногие из них действительно собирались на нескольких российских заводах после Перестройки. Много автобусов работает по сей день и в странах Африки (Алжир, Мозамбик, Танзания), Азии, в Китае, Индии, на Кубе,  и даже в США, Канаде. Но для всего мира "икарусы" это все таки символ социализма, так как без них нельзя представить ни одного советского города.
 Для жителей нашей Необъятной "Икарус" был лучшим способом комфортного путешествия на небольшие расстояния. Личное авто в те времена были большой роскошью, хотя уже и не редкостью. Самолетами и поездами советский человек пользовался для дальних путешествий, а расстояния до 500 км предпочитали преодолевать на "икарах". Если стоял выбор между поездкой на пригородном поезде или автобусе, выбор чаще всего был в пользу последнего. И это по тому, что своим комфортом "икарусы" не уступали самолетам. На некоторых рейсах в автобусах работали даже стюардессы, раздавая минералку пассажирам.
Венгерские автобусы были и живым воплощением прогрессивных технологий тех времен. Так например, перед самой Олимпиадой-80 на улицах столицы, а в последствии и других городах, появились модели 256-ой серии (на рисунке). Восхищению обывателей не было предела, ведь автобус предлагал не вероятный по тем временам уровень комфорта: персональное освещение, кондиционер, "самолетные" кресла, откидные подлокотники, плавность поездки, большая скорость и минимум шума. Но более всего удивляла автоматическая дверь с шиком открывающаяся в сторону, да еще и с дополнительным продолговатым окошечком для обзора тротуара. Конечно сегодня все это вызывает улыбку, но в те времена это казалось чудом. Как и то, что на новых автобусах стоял пластмассовый бампер, что тоже было впервые для советского автолюбителя.
256-ые имели яркий алый окрас, в отличии от своих малиновых предшественников 250-ой серии. На многих красовалась эмблема Олимпиады, поэтому они получили в народе ласковое прозвище "олимпийский". И конечно огромная надпись по бортам - INTURIST,  еще больше поднимало их статус.
"Икарус" был олицетворением современности. Нередко их использовали в кино как символ нового времени. Так например в лирическом фильме "Отпуск за свой счет" (1981) любовный треугольник молодых людей отправляется в заграничный тур на новеньком 256-ом  для знакомства с Европой, и разборок со своими чувствами. Причем парни-красавцы (герои) были, не много-ни мало, водителями того самого "икаруса", что подчеркивало их "крутизну" по замыслам режиссеров.
Во многих других фильмах советской эпохи можно встретить образ представителя советской богемы выходящего из "икара". Обязательным атрибутом такого героя была "фирменная" курточка, джинсы, очки-"капельки" и сигареты Marlboro. И зрителю становилось сразу понятно что перед ним респектабельный тип нашего времени...
Но время летит... И сегодня эти автобусы становятся уже большой редкостью на дорогах. Те не многие, кто еще движется на пригородных маршрутах, представляют по большей части убогое зрелище. Треснувшие стекла, перекошенный кузов, коптящие гарью, со специфичным зловонием в салоне, грязными шторками и порванными креслами. Век летящего к солнцу "икара" сменился на эпоху его падения. Даже в самой Венгрии "икарусы" терпят сильную конкуренцию от западных фирм-производителей и в Секешфехерваре выпускают теперь лишь совсем малое количество своих легендарных машин.
Как говорится: иное время, иные идеалы...
И хотя время этих красных красавцев миновало, но для людей поколения 80-х они на всегда останутся символом скорости, комфорта и молодости.

P.S. Водители автобусов любили забавлять пассажиров хорошей музыкой. Самой "автобусной" темой были композиции группы Ottowan. Так как в прессе ничего не писали о коллективе, а в упомянутом фильме "Отпуск за свой счет" композиция "Hands up" звучит на дискотеки в Венгрии, то и ансамбль окрестили венгерским. Тем более что эту вещь чаще всего можно было услышать в венгерских "Икарусах" - покорителях советских дорог.


Еще несколько рисунков Икарусов найденных на просторах Сети. Судя по всему это автобусы 280 серии, городского цикла. Автор рисунков замечательная девушка с ником Ikarus280(!), неравнодушная к городскому транспорту.
(Картинки кликабельны, приведут на сайт городского транспорта)







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...